Дорогие друзья!
19 июля вице-премьер А.В. Гордеев провел согласительное совещание по вопросу о «Перечне опасных пород». На этом совещании, которое, пожалуй, можно назвать историческим, Правительство в лице многих министерств поддержало нас, кинологов. К нашему мнению прислушались: в списке «опасных» остается только 12 пород и их метисы!
Напомню, точка зрения, которую мы отстаивали все эти месяцы, сводилась к следующему: если и говорить об «опасных породах» (что само по себе не вполне корректно, ибо не говорим же мы об «опасных нациях» или «опасных марках автомобилей»), к их числу могут быть отнесены только те, в которых не велась селекция по признаку отсутствия агрессии к человеку. Породы, которые мы развиваем в рамках РКФ и FCI, – породы, в стандартах которых немотивированная агрессия считается дисквалифицирующим пороком, – не могут и не должны быть в «черном списке». И уж тем более там не должны оказаться отечественные породы, являющиеся предметом нашей национальной гордости и неотъемлемой частью культурного наследия нашей страны.
Постановление Правительства вышло в свет, и многие из вас решат, что дело сделано и можно больше не беспокоиться ни о чем, в том числе и о поведении своих питомцев. Это не так! Мы обращаемся ко всем гражданам нашей страны, ко всем тем людям, которые живут на этом пространстве и имеют собак: не обольщайтесь. Вы должны понимать, что с сегодняшнего дня вы должны более критично, более внимательно, более чутко относиться сами к себе и к своим собакам. Вы должны понимать, что все изменчиво!
Мы потратили на эту историю почти полгода. Полгода лично моего времени, включая время сна: я работал по 24 часа в сутки. Люди, стоящие рядом со мной, работали так же. И не ради каких-то своих амбиций. Мы просто отстаивали интересы людей, которые живут не на частной территории, обнесенной забором, а в городском пространстве, которые каждую минуту общаются. Мы хотели, чтобы эти люди не попали под ненужные «репрессии». Мы хотели, чтобы к ним в дом не врывалась непонятная «инспекция», а участковые не третировали бы их за каждый выход на улицу с «опасной» собакой. Мы, наконец, хотели, чтобы Россия не оказалась единственной среди великих держав, где национальные породы собак, за которыми стоит многолетний, а порой и многовековой труд селекционеров, были бы свергнуты с пьедестала и приравнены к париям…
Большая просьба: помните, что и без этого постановления вы по закону обязаны выгуливать собаку в наморднике или на поводке, тем более если вы в ней не уверены. Да, сейчас мы будем обращаться к государственным властям с просьбой о помощи в обустройстве мест для выгула, дрессировочных площадок. Когда все это появится, станет попроще. Но пока… будьте предельно внимательны и ответственны! Если государство пошло нам навстречу, чего не так легко было добиться, значит, мы обязаны оправдать это доверие. Мы не имеем права подставить под удар тех людей в Правительстве, которые нашли в себе смелость встать на нашу позицию вопреки настроениям в обществе, мягко говоря, раздраженном недисциплинированностью изрядной части собаководов. Мы не имеем права подвести тех, чья подпись будет стоять под текстом постановления. Мы все друг другу будем нужны.
И если вы расслабитесь и спустите с поводка собаку, в которой вы не уверены, сегодняшним договоренностям может прийти конец. Не все наши четвероногие друзья безобидны для окружающих, что кривить душой… Да, у большинства из вас такие собаки, которые могут бегать по людным паркам, играть с детьми, спокойно заходить с вами в общественные места, сидеть в ресторанах, жить в гостиницах, заниматься чем угодно вместе с хозяином. Но есть ведь и другие, и вы это прекрасно знаете. И есть разные провоцирующие ситуации, когда даже воспитанная собака может «сорваться». Мне правильно задали вопрос: а ваша национальная гордость – она кусается? И я бы солгал, если бы ответил: «Нет, никогда». Если вы понимаете, что ваша собака может выйти из-под контроля, не допускайте этого, не доводите до крайности. Ваша беспечность может вынудить Правительство к более строгим мерам, и тогда вся наша работа и все наши доводы сведутся к нулю.
Я повторяю: пожалуйста, внимательно! Очень вас прошу! Заметьте, обращаются к вам именно те, кто с утра до вечера занимался этой темой, кто посвящал ей все свое время. Понимаете? Это МЫ вас просим, а не кто-то со стороны… Пожалуйста!
Нас много, и мы, безусловно, смотрим на вещи одинаково. Но есть и другая часть общества: кого-то укусили, кому-то мешает громкий лай из соседней квартиры, кто-то имел неприятные столкновения с собаководами. У этих людей негативный опыт, о котором им трудно забыть. И знаете, они ведь по-своему правы. Они не обязаны жертвовать своим комфортом ради нас и наших собак. Поэтому самое главное для нас – научиться вести себя так, чтобы мы с нашими четвероногими друзьями не мешали никому жить. Просто научиться уважать людей, чьи взгляды и привычки отличны от наших.
И еще от одной ошибки хочу вас предостеречь. Не надо говорить, что мы победили, и не надо думать, что теперь можно почивать на лаврах. Нет, это была не война, а рабочая дискуссия, и мы никого не победили – мы убедили. И даже не так: мы задействовали все свои возможности, мы проявили все свое упорство и сумели-таки доказать, что с нашей позицией, основанной на мнении экспертного сообщества, необходимо считаться. Давайте же попробуем удержаться на достигнутых рубежах. Давайте сохраним лояльность к недавним оппонентам и не будем портить жизнь никому: ни нашим соседям по подъезду, ни руководителям, которые пошли нам навстречу. Пусть никому не придется жалеть о принятом решении, и пусть у нашего общества будут все основания стать более дружественным по отношению к собакам!
Если вспомнить хронологию событий и подумать, почему этот список три раза возвращали на доработку, многие задачи станут понятнее. Среди тех, кто отвечает в государстве за этот участок работы, тоже есть люди, которые любят собак. Но так сложилось, что мы видели одни и те же вещи в разных плоскостях и долго не могли понять друг друга. Хочется, чтобы в дальнейшем эти люди нас поддерживали. Я верю, что так оно и будет, потому что цели у нас правильные, но нам надо очень много работать. У нас остается масса нерешенных проблем, начиная с пресловутых мест для выгула собак и дрессировочных площадок. И вы прекрасно понимаете: на одном нашем энтузиазме, без поддержки Правительства, мы ничего не сможем сделать. И раз мы услышали друг друга сегодня, раз Правительство услышало нас, – да, кто бы что ни говорил, кто бы что ни думал, нас услышали и пошли нам навстречу, – это вселяет большой оптимизм и в отношении будущего. Все это настолько здорово, что меня переполняют теплые чувства к людям, которые нас поддержали.
Я хочу, чтобы все, кто просил меня не оставлять эту тему, кто участвовал в ее обсуждении, собирал аргументацию, подписывал обращения, поняли меня и разделили со мной часть той ответственности, которую взял на себя я и которую взяли на себя руководители нашей страны. Теперь это уже ответственность перед всем обществом, и очень важно, чтобы мы со своей стороны применяли жесткие санкции к недобросовестным владельцам, которые пренебрегают элементарными правилами поведения в социуме, чтобы мы регистрировали у себя в РКФ все случаи немотивированной агрессии со стороны породистых собак, чтобы мы исключали таких собак из разведения, – словом, чтобы мы были действительно ОТВЕТСТВЕННЫМ, добрым и правильным сообществом цивилизованных собаководов.
Пожалуйста! Еще раз прошу – будьте серьезны и внимательны. Будущее наших пород сегодня зависит от вас. От нас с вами.